ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХОТЕРАПИЯ ЗАВИСИМОСТИ - 
PSYCHOANALYSIS AND PSYCHOTHERAPY OF ADDICTIONS


Лиманцев В.В., Мальцева И.А.


Совместный двойной перенос в работе с аддиктивными пациентами


Аннотация. В данной статье отмечается важность формирования позитивного переноса при совместной работе терапевта и ко-терапевта в работе с аддиктивными пациентами. Описывается опыт работы как в индивидуальной, так и групповой терапии с учетом неосознаваемых психических процессов.


Ключевые слова: перенос, контрперенос, алкоголизм, наркомания, теория объектных отношений, химическая зависимость, конфликт и психологические защиты.


Limantsev V.V., Maltseva I.A. 


Cooperative double transference in the psychotherapeutic work with addictive patients


Abstract. In this article authors remark the importance of creating a positive transfer in the сollaboration of the therapist and co-therapist, working with addictive patients. The article includes the experience of work both in individual and in group therapy taking into account the unconscious mental processes.


Keywords: transference, countertransference, alcoholism, drug addiction, object relations theory, chemical dependence, conflict and psychological protection.


При работе с аддиктивными пациентами большинство специалистов не уделяет внимания аналитической составляющей терапии и конфликтам со значимыми объектами, сформировавшимся у алкоголиков и наркоманов в раннем детстве. При этом практика подтверждает, что первым и ведущим конфликтом является конфликт, возникающий в детстве между ребенком и матерью, а в дальнейшем и с другими важными объектами, окружающими ребенка, тогда как употребление психоактивного вещества служит способом психологической защиты при актуализации данных конфликтов. Важным фактором успешности терапии в этом контексте становится совместный одномоментный положительный отцовский и материнский перенос, и он работает как в групповой, так и в индивидуальной практике. Наша совместная работа в реабилитационной программе «Путь трезвости» подтверждает гипотезу об эффективности работы двух специалистов разного пола как в групповом, так и индивидуальном сеттинге.

Эффективность работы в группе двух специалистов разного пола, терапевта и ко-терапевта, отмечена давно и описана в профессиональной литературе. Объясняется это тем, что при сформировавшемся в группе положительном переносе на терапевтов мужского и женского пола обеспечивается проработка конфликтов с главными объектами отношений в детстве. Перенос – это перенесение пациентом (клиентом) на психотерапевта тех чувств, которые пациент прежде испытывал к неким важным для себя людям – и в которых, что важнее, сам себе не признавался. В словаре-справочнике по психоанализу, подготовленном В.М. Лейбиным (2010), перенос характеризуется «становлением таких отношений, когда опыт прошлого становится моделью взаимодействия в настоящем» [3].

Впервые явление переноса было описано Зигмундом Фрейдом в 1905 году в публикации «Фрагмент анализа одного случая истерии».  Сам Фрейд столкнулся с явлением переноса еще в процессе гипнотерапии: однажды пациентка после сеанса бросилась ему на шею. Фрейд тогда предположил, что эта реакция была связана не с ним самим как с личностью и мужчиной, а с неким образом, который в бессознательном пациентки был актуализирован сеансом. То есть врач, сам того не ведая, во время терапии «выпустил какого-то джинна из бутылки» [4].

Перенос – процесс бессознательный. Хотя чувства пациента по отношению к психотерапевту могут быть и вполне осознанными, сам факт, что они привнесены из других, более ранних отношений, не осознается. Перенос может быть как положительным, так и отрицательным. Нередко в случае отрицательного переноса психотерапевту достается весь тот негативный эмоциональный опыт, который пациент в свое время не смог прожить в отношениях с матерью, отцом или другим значимым объектом, все эмоции, которые не выплеснулись в их адрес.

Так, например, пациент, которому в детстве недоставало любви, склонен видеть в психотерапевте человека более сильного и любящего, чем тот является на самом деле. В этом случае при участии двух разнополых психотерапевтов положительный перенос усиливается, и его материнские аспекты дополняются отцовскими. Или если в семье отсутствовал отец, а мать была гиперопекающей, то при положительном переносе на двух разнополых психотерапевтов этот конфликт может успешно прорабатываться.

Если в индивидуальной работе перенос связан с индивидуальным прошлым пациента, то в групповой работе бессознательные конфликты, инстинктивные импульсы, объектные отношения, нарциссические фантазии и требования Суперэго отдельного пациента актуализируются в процессах, которые проявляются как перенос не только в отношениях с психотерапевтом, но и в отношениях с другими участниками, подгруппами или группой в целом (см. Heigl-Evers und Streeck, 1978, с. 2683; Linder, 1988), [5]. Совместный перенос большинства или всех участников группы на терапевта можно наблюдать, прежде всего, тогда, когда осуществляется совместная регрессия на уровень модифицированных в Эго дериватов бессознательных фантазий, на основании нагруженных неудовольствием конфликтов, в которые включены все члены группы (Heigl-Evers und Heigl, 1976). На этой ступени регрессии они усиленно направляют свое внимание на личность терапевта, который переживается в свете образов всемогущих родителей, как мощный и совершенный объект; это позволяет освободиться от конфликтов, связанных с неудовольствием. Эти фантазии переноса высокосогласованы между членами группы, поскольку происходит реактивация раннего детского опыта, который у людей, принадлежащих к одной культуре, во многом сходен (Brocher, 1967) [5].

Наряду с совместным переносом на терапевта для отдельных пациентов имеет значение перенос на группу в целом. То есть пациент переживает других участников не как отдельных друг от друга личностей, а как лишенный контуров, диффузный, но мощный преэдипов объект, напоминающий идеализированный образ родителей, почти материнский объект в его различных эдиповых и преэдиповых составляющих (см. Battegay, 1975, 1979, 1992; Heigl-Evers und Heigl, 1976; Koenig, 1976; Koenig und Lindner, 1991, с. 62; Kutter, 1971; W. Schindler, 1955) [5]. Такому переносу, очевидно, благоприятствует то, что отдельный пациент переживает «группу» в сравнении с самим собой как нечто большое и мощное. В этом случае участие двух разнополых психотерапевтов усиливает положительный перенос.

Опыт групповой работы в течение года подтверждает, что совместный положительный перенос на двух терапевтов разного пола быстро сплачивает группу, переводя её на уровень динамичной группы.

Остановимся более подробно на опыте индивидуальной работы. Мы работаем совместно в реабилитационной программе «Путь трезвости» в ГБУ РО «Наркологический диспансер». Реабилитировать означает «восстановить прежнюю способность» (см. словарь Вебстера). Реабилитация в наркологии – «это система медицинских, психологических, воспитательных, образовательных, социальных, правовых, трудовых мер, направленных на личностную реадаптацию больных, их ресоциализацию и реинтеграцию в общество при условии отказа от употребления ПАВ, вызывающих зависимость» [2]. Реабилитационная программа «Путь трезвости» создана командой профессионалов (психотерапевтами, медицинскими психологами, врачами психиатрами-наркологами) с целью реализации Федеральной программы борьбы с алкоголизмом и наркоманией и улучшения качества медицинской помощи в государственных учреждениях. Программа действует и работает с октября 2014 г. Проходя стажировку в реабилитационном центре «Дом Надежды на Горе», мы увидели эффективность работы с реабилитантами, которые, находясь в кризисе, проявляли сопротивление и хотели уйти из реабилитационной программы. Специалисты-консультанты центра проводили с такими реабилитантами психологические интервенции. И мы начали аналогичную психотерапевтическую работу проводить в нашей реабилитационной программе. В своем опыте мы применяли интервенцию не индивидуально, а совместно – психотерапевт и медицинский психолог.

За 12 месяцев работы у нас было 5 случаев применения психологической интервенции. Задача такой интервенции – убедить алкоголика или наркомана не прерывать программу, а остаться и пройти ее до конца. Среди реабилитантов не было ни одного с пограничным или с психотическим уровнем. Все случаи интервенции дали положительные результаты. Также в индивидуальной психотерапии мы проводили совместные сеансы (реабилитант, психотерапевт и медицинский психолог).

Остановимся на двух случаях.

1. Пациент, 27 лет, диагноз алкоголизм, в реабилитационной программе 2-й месяц. Доброжелательный, уравновешенный, заинтересованный в работе по программе. В группе активный, склонный к аналитическому мышлению. На одной из групповых встреч присоединился к участнику, который в группе выступал в роли антилидера. После этого реабилитант покинул группу и отказался участвовать во всех видах групповой работы. Была проведена совместная интервенционная работа, в ходе которой у пациента сформировался положительный перенос на двух терапевтов, благодаря которому он смог вернуться в группу и завершить реабилитационную программу. В дальнейшем пациент осознал, что его сопротивление было вызвано переносом, связанным с объектными отношениями в детстве.

2. Пациентка, 42 года, диагноз наркомания, неоднократно отказывалась выполнять домашние мотивационно-аналитические задания. После совместной интервенционной работы сформировался положительный перенос, и пациентка начала выполнять все задания, со временем успешно завершив участие в программе.

Положительные результаты можно объяснить еще и тем, что авторы статьи совместно как ведут группы, так и работают индивидуально с теми же пациентами. Мы считаем, что положительный перенос формируется в групповой работе и оказывает положительное действие в случае, если нам приходится работать с кем-то из реабилитантов еще и индивидуально. 

Будем признательны за обсуждение этой темы и особенно, если кто-то из коллег поделится подобным опытом работы.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Брюн Е.А. Современные подходы в организации медико-социальной реабилитации наркологических больных. Методические рекомендации. – Москва, 2013.
  2. Дудко Т.Н., Пузиенко В.А., Котельников Л.А. Дифференцированная система реабилитации в наркологии. Методические рекомендации.  М., 2001. – С. 38
  3. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 688 стр.
  4. Нарицын Н. По стопам Фрейда немного вперед. О бессознательном и не только. http://www.naritsyn.ru/po_stopam_freyda.html
  5. Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф. и др. Базисное руководство по психотерапии. – СПб.: «Восточно-Европейский Институт Психоанализа», совместно с издательством «Речь», 1998. 784 с. – Гл. «Перенос и контрперенос в группе».